Учить ли ребенка «давать сдачи»?

  

У родителей имеется спорное убеждение, что ребёнка надо учить «давать сдачи». Нужно – согласна, но не в младшем возраст!!! Представьте себе, какая путаница возникает у детей в дошкольном возрасте, если его учат «Тоже дай ему, как следует!» и при этом говорят, что драться плохо. Малыш не может четко разграничивать, когда он нападает, а когда защищается. Он может пнуть или ударить ребёнка, случайно задевшего его. В его понимании это он так дал сдачи. Может стукнуть того, кто занял его стульчик – восприняв, как личную обиду и дал сдачи.

В мире взрослых существует много примеров, когда «сдача» бывает неадекватной, с печальными последствиями. На курсах по самообороне учат как вести себя в различных ситуациях, оценивать силу противника и свои возможности. Учат рассчитывать силу удара и предвидеть последствия.

Давая сдачи, ваш малыш анализирует в голове все эти нюансы? Когда вы учите своего малыша давать сдачи – вы подвергаете риску его  же безопасность. Потому, что в этот момент кто – то тоже учит своего ребёнка «давать сдачи» и этот ребёнок может оказаться гораздо крупнее вашего. Не важно, кто первый затеял конфликт, одной «сдачей» дело не ограничится. Они будут «давать сдачи» друг другу до вмешательства взрослого. Значит , чем раньше будет вмешательство взрослого, тем выше вероятность, что всё обойдётся без синяков, шишек и более серьёзных травм.

Так не лучше ли сразу научить ребёнка звать на помощь взрослого (воспитателя)? Это вовсе не значит, что ребёнок ябедничает. Это значит, что он прибегает к услугам медиатора. Это не ябедничество, а цивилизованный способ решения конфликтов. Наверняка вы бы хотели, что бы ваш ребёнок научился договариваться и решать конфликт мирным путём. Давая сдачи, он этому не научиться!

Научиться он может только на примере адекватного взрослого. Чего же хотя родители, обучая ребёнка «давать сдачи»?:

  1. Хотят, чтобы ребёнок отстаивал свои интересы.
  2. Хотят, чтобы мог постоять за себя, не дать себя в обиду.
  3.  Хотят, чтобы мог наказать обидчика.

Все эти задачи ребёнок может решить и другим способам, например, прибегая к помощи воспитателя. Воспитатель рассудит, объяснит, кто не прав, виновного — накажет. И при этом (заметьте!) ни какого физического насилия. Если малыш способен на физический отпор, он даёт сдачи инстинктивно и без ваших наставлений. Но учить «махать» кулаками девочку – былиночку противоестественно.  Замахнётся она тоненькой рукой, а ей ответят со всей силой. Пока по причине нежно возраста её не берут в спортивные секции, научите ее громко визжать – это приведёт противника в ступор и внимание взрослого привлечёт.

В будущем, когда малыш из дошкольного возраста перейдёт в школьный, у детей будут уже другие ценности и понятия. Вовлекать учителя в конфликт с одноклассниками будет уже не по «пацански». Но к этому времени уже может быть научен решать конфликт мирным путём и элементарным принципам ведения переговоров, может адекватно оценивать ситуацию, где он обороняется, а где выступает в роли агрессора, может соизмерять силу противодействия. Может быть научен, но только если он не бездумно, «давать сдачи» с годовалого возраста, а учился у взрослых решать конфликты.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *