Метод проекта как педагогическая технология — это совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, в его основе лежит развитие познавательных навыков детей, умений самостоятельно конструировать свои знания. Работа над проектом имеет большое значение для развития познавательных интересов ребенка. Основное предназначение метода проекта — предоставление детям возможности самостоятельного приобретения знаний при решении практических задач или проблем.
Метод проектов — система обучения, при которой дети приобретают знания в процессе планирования и выполнения постоянно усложняющихся практических заданий .
Метод проектов всегда предполагает решение воспитанниками какой-то проблемы. Очень легко запомнить и уяснить, что проект – это 5 «П»:
- Проблема
- Проектирование или планирование
- Поиск информации
- Продукт
- Презентация. Запомнить просто – пять пальцев руки.
Шестое «П»- портфолио, в котором собраны наработанные материалы( фото, рисунки, альбомы, макеты и др.). Существуют и основные требования к использованию метода проекта: в основе любого проекта лежит проблема, для решения которой требуется исследовательский поиск.
Обязательные составляющие проекта:
- детская самостоятельность (при поддержки взрослого),
- сотворчество ребят и взрослых
- развитие коммуникативных способностей детей познавательных и творческих навыков.
Советы по работе над проектом
- Глубоко изучить тематику проекта, подготовить предметно- пространственную развивающую среду.
- Создавать игровую мотивацию, опираясь на интересы детей и их эмоциональный отклик.
- Вводить детей в проблемную ситуацию, доступную для их понимания и с опорой на их личный опыт.
- Заинтересовать каждого ребенка тематикой проекта, поддерживать его любознательность и устойчивый интерес к проблеме.
- При составлении совместного плана работы с детьми над проектом поддерживать детскую инициативу.
- Тактично рассматривать все предложенные детьми варианты решения проблемы: ребенок должен иметь право на ошибку и не бояться высказываться.
- Соблюдать принцип последовательности и регулярности в работе над проектом.
- В ходе работы над проектом создавать атмосферу сотворчества с ребенком,.
- Развивать творческое воображение и фантазию детей.
- Творчески подходить к реализации проекта; ориентировать детей на использование накопленных наблюдений, знаний, впечатлений.
- Заключительный этап проекта тщательно готовить и проводить его презентацию всеми участниками. Дети – это участники планирования, их вопросы, идеи, предложения и жизненный опыт являются важными критериями отбора содержания проекта.